30.05.2013
Пёс
Григорий Иосифович Тер-Азарян

Пёс


Светлая память моему четвероногому Другу, который на протяжении четырнадцати лет дарил мне свою безграничную преданность и любовь.

Нам есть чему поучиться у наших меньших братьев.


Пёс бежал и часто оглядывался по сторонам. Ему постоянно казалось, что снова полетят камни. Бедный, он и не знал, что мир на самом деле так жесток. Раньше всё было иначе. Тогда Пёс шёл рядом с Хозяином. Тот иногда его поглаживал, трепал голову и говорил ласковые слова...

Он прекрасно знал, что такое любовь и ласка. Разве это не любовь, когда чешут за ухом и тихо что-то шепчут? И что это, если не любовь, когда Хозяин кушает и бросает кусочки еды ему, его любимцу?

"Опять эта еда... Пёс уже больше суток ничего не ел. Хотел подойти к мусорному бачку, но его злобно прогнала другая собака. Вроде бы не такая уж и большая… Если бы Хозяин был рядом, то с врагом ничего не стоило бы справиться, наказать его за то, что лаял и бросался на меня".

Теперь Пёс остался один и надо привыкать жить по-новому. Он часто видел дворовых собак. Унылые, с поджатыми хвостами, с глазами, наполненными голодом и тоской, они постоянно куда-то спешили, сторонясь людей.

А в былые времена он рычал на дворняжек, как бы говоря Хозяину: «Я - рядом, ты ничего не бойся, и даже не думай об опасности. Я всех собак в один миг разгоню!»

"Может, и я стану бездомным?.. Конечно же, нет! - думал Пёс. - У меня есть дом, есть диван, под которым я сплю, миски для еды и воды и ещё много чего. Но, главное, у меня есть Хозяин! Я не могу стать уличной собакой! Хозяин никогда этого не допустит!"

Однако прошёл час, прошло и пять часов, а Хозяина всё не было. Солнце беспощадно жгло, а Пёс продолжал сидеть и ждать.

"Вдруг я уйду, а в это время придёт Хозяин и не найдёт меня? Не хотелось бы его расстраивать – тяжело вздохнул Пёс - Придётся ещё подождать…"

Но время бежало и бежало, а Хозяин так и не появлялся.

"Что же случилось? Что произошло? В чём я так провинился?" – размышлял Пёс.

Он хорошо помнил, как его спустили во двор и заманили в машину. В тот же миг дверь захлопнулась, и воцарилась темнота. Потом куда-то ехали, машину трясло, и ему стало страшно. Но он молчал. Даже не зарычал ни разу. Затем машина остановилась, двери отворились, его грубо вытолкнули, и машина уехала.

Сначала Пёс подумал, что это какая-то новая игра, Хозяин скоро вернётся за ним, и они вместе поедут домой. Только поэтому и сидел: терпеливо ждал, когда это произойдёт.

Меж тем жажда становилась всё сильнее. И лишь тогда Пёс подумал: «А где же мне напиться?». Привычной миски не было, а воды хотелось всё сильнее. И тут вспомнилось, как они с Хозяином зимой выходили на прогулку, и тот кидал снежки. А Пёс, громко лая, весело бегал и хватал их на лету. Плотный снег хрустел на зубах и быстро таял.

"Эх, один бы такой снежок сейчас... Ладно, – решил Пёс. – Давай-ка я поищу поблизости воду и быстренько вернусь назад. Хозяин умный, и поймёт, что мне просто захотелось пить..."

Пёс медленной трусцой побежал вдоль дороги. Вскоре его нос уловил запах влаги. Тогда он побежал ещё быстрее, и вот вода уже блеснула. Но какая вонь шла от неё! Такого отвратительного запаха гнили он давно не помнил. Беднягу даже начало воротить, но он пересилил себя, - так мучила жажда. Пёс пил; его нутро противилось тому, чтобы эта вода попадала в желудок; но он продолжал жадно лакать. Казалось, что жажде не будет конц, и он до дна вылакает отвратительную лужу.

Постепенно внутренний жар начал ослабевать и, как только Пёс это почувствовал, он опять помчался к прежнему месту. Наверно, Хозяин давно его там ждёт. Однако никого не было, а меж тем начинало темнеть. В животе сильно урчало. Желудок не мог смириться с выпитой водой. К тому же, всё сильнее и сильнее хотелось есть. Надеяться на то, что появится привычная миска с едой, уже не приходилось.

Тут Пса словно током ударило: «А что если хозяин не придёт? Что же дальше его ждёт? Неужели больше никто не будет гладить его, кормить, поить и говорить ласковые слова?..

"Конечно же, нет, – вздрогнул Пёс. – Такого просто не может произойти. Хозяин не забудет меня. Видимо, он не знает, что я здесь, что жду его. Он, скорее всего, сегодня опять поздно пришёл с работы и пока не разобрался с делами. Теперь же, видя, что меня нет и некому бросать эти вкусные кусочки еды, он уже спешит сюда. Ведь и раньше бывало, что в жару я спал под диваном, и было лень вылезать, чтобы лаем поприветствовать Хозяина и радостно повилять хвостом. Может, за это он и обиделся на меня?.. Ведь именно вчера я так и поступил. Нет! Хозяин добрый! Он не обращает внимания на такие мелочи".

У них с Хозяином был заключён как бы негласный договор: если Пёс спит, то Хозяин его не трогает. А он очень любил дремать. Иногда ему снилось, что они вместе на прогулке, и он резвится и громко лает. Тогда Пёс начинал жалобно скулить и подёргивать лапами. Но, заслышав хозяйский окрик: «Перестань скулить!», сразу же просыпался и понимал, что всего лишь видел сон. Им всегда было очень хорошо вдвоём. Даже когда Хозяин был болен и лежал, он, его верный друг, ни в чём не испытывал нужды.

Когда Хозяин усаживался за стол и долго что-то писал, Пёс всегда пристраивался у его ног, дремал, а порой наблюдал за Хозяином, ждал, когда тот закончит свои дела, и они выйдут на прогулку. Разве можно мечтать о большем счастье?

Потом наступила весна, и всё сразу поменялось. Приехал сын Хозяина со своей женой. Вот тут и началось… - вспомнил Пёс. - Хозяин стал нервным, раздражительным, почти не ласкал меня и не разговаривал со мной. Иногда даже забывал проверить, есть ли у меня вода в миске. Но я не обижался, всё понимал. На то мы и друзья с Хозяином, чтобы не обращать внимания на такие мелочи...

Вот сын Хозяина - нормальный мужчина. Конечно, не как Хозяин, но и с ним можно дружить. А вот она… Неужели ей не понятно, что мы, собаки, отлично слышим. Я ведь чую шаги Хозяина, когда он только входит во двор, и бегу встречать его у дверей. И если я так ей не нравлюсь, мне можно тихо, даже шёпотом сказать: «Уйди!» Зачем же надо на меня постоянно кричать?

Я ведь и её люблю. Если она живёт в этом доме, спит под его крышей, то я обязан и её любить и охранять. Но она постоянно только зло смотрит на меня, повышает голос и гонит отовсюду. Но я ничего особенного и не делал. Ну, конечно, было раза два: и у неё просил кусочек чего-то вкусного, но сейчас перестал так вести себя. Уже давно знаю, что всё равно ничего не получу, зато опять начнутся крики, пинки.

Однако и сын Хозяина какой-то странный. Стоит ей уйти, как он становится совсем другим. Даже разговаривает со мной. Иногда бросит кусочек чего-то... Словом, всё нормально тогда у нас. Не на что жаловаться. Но стоит ей появиться в доме, как сын мгновенно меняется. Начинает вести себя так же, как и его жена. Им кажется, что я ничего не понимаю, раз я собака. Но я ведь во всём отлично разбираюсь. Хочешь - не хочешь, а когда поживёшь с людьми десять лет, научишься понимать каждое слово и жест. Даже пару раз пытался и сам заговорить, но вместо слов из горла вылетали какие-то странные звуки. Пришлось распрощаться с надеждой, что удастся побеседовать с Хозяином, рассказать, как предан и как люблю его.

Но мой друг и без слов обо всём знает. Поэтому я и слышу, как он постоянно ссорится из-за меня с сыном и с невесткой. А они требуют, чтобы меня отдали кому-то или усыпили. Что я им плохого сделал? Ведь по ночам проверяю, как они спят, как дышат, всё ли у них в порядке. Даже воду не прошу мне налить, если очень хочется пить. Жду, пока придёт домой Хозяин. Стал ещё больше спать под диваном, чтобы поменьше попадаться на глаза. И всё равно они требуют, чтобы меня убрали. В доме постоянные ссоры из-за меня. Я бы и сам куда-нибудь ушёл, лишь бы Хозяина оставили в покое. Но куда? Кому нужен старый пёс? Однако где же Хозяин? Почему он так опаздывает? А это кто?.."

Пёс смотрел, как к нему приближаются мальчишки, но не реагировал на них. Ведь он здесь не их ждёт, а Хозяина. Так что ему до них совсем нет дела. И вдруг почувствовал, что в него попал камень. Было очень больно, но он даже не заскулил. Потом камни полетели один за другим.

"А этим что я плохого сделал? За что они стреляют в меня из рогатки, непрерывно кричат и свистят?" – думал Пёс.

Однако камни всё летели и летели, и переносить боль стало невозможно. А когда один из кусков гравия попал в голову, и он почувствовал, что потекла кровь, то медленно поднялся и побежал в сторону. Вслед ему раздался громкий свист, крики, и еще несколько камней пролетели мимо.

"Люди - странные существа, – думал Пёс. – И любовь их какая-то странная, непонятная. Одни меня гладят и треплют мою голову, говорят ласковые слова. Другие молча пройдут, даже не улыбнутся. А есть такие, которым нравится причинять боль животному".

Сколько раз он видел, как в бездомных собак летят камни, и те бегут, сломя голову. В их глазах только ужас и страх. Бегут, ничего не замечая вокруг. Лишь бы поскорее скрыться, убежать подальше. Он даже один раз видел, как гонимое ужасом животное бросилось на мостовую, и его сбила машина. Этот жалобный вой и визг издыхающей собаки он никогда не забудет. Жертва после удара машины даже поднялась и ещё пробежала метров десять. Из пасти лилась кровь, но собака была ещё жива. А потом упала... И ещё долго и протяжно скулила. Лапы её подрагивали. Собака в последний раз попыталась подняться и убежать. Но силы оставляли её, и скоро она затихла.

"Неужели она мертва? – подумал тогда Пёс. – Неужели собака больше не встанет? Ведь вот же, ещё минут пять назад, бедняжка была жива. Она бежала куда-то по своим делам, была ещё совсем молодой, не то, что я… А сейчас лежит... Теперь ей уже незачем бояться камней. Отмучилась..."

Тогда Пёс впервые столкнулся со смертью и понял, что смерть - это что-то ужасное и страшное, и она никого не жалеет. Это то, против чего все бессильны. Даже люди. Приходит время, и они тоже умирают.

Он помнил, как умер сосед Хозяина. Пёс хорошо знал его запах и, спускаясь по лестнице, не рычал на него. Но однажды пришло много людей, и соседа куда-то унесли. А его запах начал с каждым днём слабеть, а потом и вовсе исчез.

И еще помнил, как люди плакали. До этого он никогда не видел слёз. Сначала Пёс не мог понять, что это за звуки. Но они были такие жалостливые, что невольно захотелось завыть. И в один момент он не выдержал и завыл, но Хозяин прикрикнул, что нельзя шуметь, и Пёс умолк, хотя еле-еле сдерживал себя. Слово Хозяина для него закон. Его нельзя нарушать.

***

Места от ударов камнями сильно ныли. На некоторых ушибах выступила кровь. Пёс прилёг на траву и начал вылизывать особо больные раны. И тут он вдруг подумал: «А что, если Хозяин уже приехал и ждёт меня, а я испугался каких-то камней? Я не имел права покинуть своё место! Пусть бы получил ещё несколько ссадин, что в этом такого! Я ещё крепкий пёс! Сумею зализать раны».

Он бросился бежать обратно. Но Хозяина опять не было. Видимо, ещё только ехал за ним. Хорошо хоть, что мальчишки ушли, и можно провести здесь ночь. Хозяин непременно приедет. Он просто не может бросить своего друга-пса.

Была уже глубокая ночь, и всё небо сияло в звёздах. А ещё светила огромная луна. Пёс не мог оторвать от неё глаз. Казалось, что Луна что-то хочет ему рассказать. О чём-то давно позабытом, но очень-очень важном для него. И тут ему захотелось завыть. Он не мог понять, что его тянет, что заставляет вытянуть шею и выть. Но это было так приятно. Казалось, что даже боль немного отступила. И он всё сильнее и сильнее вытягивал шею, и переливы его голоса устремлялись к звёздам. А перед глазами начали мелькать видения. Какой-то человек, очень похожий на Хозяина, но почему-то сильно заросший, непричёсанный и одетый в шкуры, шёл по лесу, а рядом с ним бежала собака, очень похожая на волка, так как шея животного почти не сгибалась.

"Неужели это я? - промелькнуло в голове у Пса. - Какой же я странный…"
Вдруг собака подняла уши, стала нюхать воздух и замерла, а человек быстро спрятался в кустах.

Впереди была большая поляна, поросшая сочной травой. И тут из чащи леса вышли кабаны. Это были огромный самец с огромными клыками и несколько самок. Рядом с ними семенили поросята. Кабан несколько раз шумно втянул воздух, но ничто не обеспокоило его. Он как-то по-особенному хрюкнул, и все принялись щипать траву. Человек приподнялся и метнул копьё. Копьё насквозь прошло через одного из поросят. Он задёргался и упал. Хозяин закричал, но кабан не двигался с места. Он постоянно нюхал воздух, а потом понёсся в сторону врага. С громким лаем Пёс бросился наперерез секачу и вцепился ему в бок. Самки с поросятами кинулись бежать, а кабан с собакой катались по земле.

Хозяин выбежал из-за кустов, и они уже втроём продолжили борьбу. Было видно, что Пёс сильно изранен, но он, не разжимая пасти, висел на кабане и тем самым сковывал его движения. Не будь этого, секач давно бы пронзил человека своими страшными клыками. В какой-то миг охотнику удалось ножом ударить в брюхо кабана. Тот сильно взвизгнул, начал глухо хрюкать, и было видно, что он слабеет с каждой секундой. Скоро жертва свалилась набок и придавила собой Пса. Ноги секача задергались, тело начали сводить судороги, и он вскоре затих. Хозяин огромными усилиями вытащил Пса из-под туши добычи. Весь израненный, он всё же лизнул руку Хозяина. Человек быстро разделал тушу поросёнка, сложил в меховую сумку большие куски мяса, а собаку перекинул через шею и бегом направился опять в лес.

Потом показалась пещера. Из неё навстречу Хозяину выбежали люди. Он им что-то говорил и всё время показывал то в сторону леса, то на Пса. Женщины осторожно взяли собаку и внесли в пещеру… Потом в какой-то миг у Пса в глазах потемнело, а затем видения и вовсе исчезли. Но он продолжал выть и выть, глядя на Луну. Затем, обессиленный, упал и забылся сном.

***
Утром, ещё до первых лучей солнца, Пёс побежал в сторону города. Вот и первая улица с её мчащимися машинами и вечно спешащими людьми. Но он не знал, куда бежать дальше. И что плохо - нигде не пахло Хозяином. Да и очень хотелось кушать, всё сильнее болели ушибы от камней. Лапы тоже были не в лучшем виде: кожа на них стёрлась, и на асфальте они оставляли пятна крови. Но Пёс знал главное: здесь живёт его друг, которого надо обязательно найти. Ведь наверняка Хозяин уже давно ищет его. Иначе и не могло быть - друзья должны стремиться друг к другу. Надо просто бежать и бежать. И ничего, что все лапы в крови. Друг и лапы вылечит, и накормит. Не раз уже было, что он болел, и Хозяин спасал его. Пёс всё понимал, когда его лечили, поэтому терпел все уколы и не рычал.

Так он и блуждал до середины дня. И в него не раз опять кидали камни. Но Пёс был таким усталым, что ни на кого не обращал внимания. Вдруг ему показалось, что он уловил знакомый запах. Это был запах парка, где они с Хозяином иногда гуляли. Пёс рванулся и стремглав помчался в сторону, откуда этот запах исходил. И он уже не слышал, что ему кричали вслед: «Осторожно, это, видимо, бешеная собака!».

Пёс знал, что такое бешеные собаки, и инстинктивно их сторонился. А вот и парк! Вот и озеро! Можно хоть напиться. И он начал быстро лакать воду.
– Бешеные собаки не пьют воды. Это я вам точно говорю, – услышал он, но не мог оторваться и продолжал лакать. А потом, когда немного утолил жажду, повернулся к людям и опять захотел им на человеческом языке объяснить, что он не бешеный, что ищет своего Хозяина, и что очень устал. Вместо слов раздалось рычание и хрипы, а люди отпрянули.

– А говорите, что не бешеная, – возмутился незнакомый мужчина. – Конечно же, бешеная!

И опять в него полетели камни. Пёс бросился бежать, пытаясь вспомнить дорогу домой. И чем дольше бежал, тем больше появлялось знакомых запахов. А вот и дом, где он живёт. Остаётся подняться по ступенькам - и конец его бедам. Он дома! Дома! А всё, что было, это просто сон, плохой сон. Все страдания ему просто приснились. Сейчас Хозяин опять его окликнет, он проснётся и увидит, что, как обычно, спит под диваном. Но что это?!.. Почему так много людей? И опять эти странные звуки... Опять плачут. На этот раз Пёс не смог сдержаться и тоже завыл.

– Посмотри, а он вернулся, – сказала она. – Видимо, его надо было усыпить. Но ничего, теперь ему точно конец. Нет больше его защитника. И посмотри, как воет, будто знает, что его любимый Хозяин умер.

Пёс слышал это, но не верил.

- Нет! Не может этого быть! – хотел закричать он. – Хозяин жив! Он не мог умереть!

Но опять только рычание из пасти.

– Он, видимо, взбесился, – сказала женщина. – Надо немедленно позвонить, чтобы его усыпили. Хватит терпеть эту тварь дома.

Однако почему запах Хозяина стал каким-то другим? Это - и знакомый запах, и совсем чужой. Что-то страшное витало в воздухе, от чего у Пса шерсть встала дыбом. И тут Пёс ясно понял: это запах смерти, той самой беспощадной смерти, и Хозяина больше нет. Сказанное женщиной – правда. Хозяин умер!..

Он в последний раз поднял морду и протяжно завыл. Казалось, что этому вою не будет конца. То, стихая, то, нарастая, звук переливался и наполнял всё вокруг. Люди замерли и с ужасом внимали этой песне смерти. Потом вой резко оборвался, и Пёс побежал прочь. Подальше от этого места! Лишь бы успеть убежать от запаха смерти! И он уже не смотрел, что мчится не по тротуару, а по мостовой. Что со всех сторон раздаётся визг колёс. Он бежал и бежал... И тут что-то ударило его в бок, перевернуло и, казалось, что в голове взорвалась молния. Он вскочил и опять бросился бежать. Но тут же упал и остался недвижимым.

И опять ясно увидел пещеру. Там, на шкурах, распластался он. Дышалось тяжело, и потому он лежал с закрытыми глазами. К своему спасителю подошёл Хозяин, одетый в шкуры, присел на корточки и погладил его. Пёс, не открывая глаз, лизнул знакомую руку, как бы извиняясь, что не может подняться. И вдруг он ясно услышал и, главное, понял, что говорят вокруг. Он понимал этот язык, язык первобытного человека.

– Мы похороним этого Пса, как человека, – сказал Хозяин. – Он спас мне жизнь. Не будь его, кабан растерзал бы меня на куски.

– Это, видимо, не простая собака, – подойдя к Хозяину, произнёс другой человек. Он был как-то странно одет. На шее у него висело ожерелье из клыков различных животных, а вся одежда была из хвостов рыжей лисы. Чувствовалось, что все сторонятся и побаиваются его. – Я знаю, что наш Пёс в прошлой жизни был храбрым воином.

И все закивали головами, а Хозяин сказал: "Ты прав, Шаман. Это не собака, а Великий Воин, так как только очень храбрый человек мог так бесстрашно кинуться на кабана".

– И там, где мы похороним Пса, – продолжил Шаман, – отныне будем праздновать все наши праздники, чтобы сила Великого Воина переходила к нашим детям. Чтобы и они вырастали сильными, храбрыми и не боялись сражаться. Отныне наше племя будет называться Великие Воины - Бесстрашные Псы, а собаки станут для нас священными животными, тотемом нашего племени. Они это заслужили за свою верность, преданность и бесстрашие.

И опять все вокруг закивали головами. А Пёс приоткрыл глаза, в последний раз лизнул руку Хозяина, лапы его дёрнулись, и он замер. Для него наступила вечность…

Источник

Автор рисунка

Копирование и перепечатка произведения с сайта www.net-skuki.ru запрещены. Все авторские права на данное произведение принадлежат автору, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.
Категория: Рассказы и истории | Просмотров: 258 | | Рейтинг: 0.0/0
...
Смотреть ещё
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]